Система обязательного социального медицинского страхования действует с 1 января 2020 года. Благодаря ее внедрению финансирование сферы здравоохранения выросло более чем в 2 раза. Значительный рост финансирования здравоохранения за счет ОСМС позволил улучшить доступность медицинской помощи.
Основные принципы системы ОСМС:
- социальная ориентированность – за 11 млн граждан из 15 льготных категорий взносы платит государство;
- солидарная ответственность – за здоровье населения несут ответственность государство, работодатели и граждане;
- равный доступ к медпомощи – каждый застрахованный имеет право на необходимый объем медицинской помощи независимо от размера оплачиваемых взносов;
- деньги идут за пациентом – пациент может выбрать по своему предпочтению медицинскую организацию для получения медицинской услуги, если она является поставщиком Фонда;
- защита прав пациента – Фонд производит оплату медорганизациям за медуслуги только после проведения мониторинга качества и объема оказанной медпомощи.
ОСМС
Граждане, регулярно оплачивающие взносы на ОСМС и имеющие статус «ЗАСТРАХОВАН», могут получать более широкий перечень медицинских услуг, не оплачивая их дополнительно.
В перечень обязательного социального медицинского страхования входят:
- Медицинская помощь в амбулаторных условиях (диагностика и лечение заболеваний):
- профилактические медицинские осмотры (за исключением тех, что оказываются в ГОБМП);
- прием и консультации профильными специалистами по направлению врачей ПМСП;
- динамическое наблюдение профильными специалистами лиц с хроническими заболеваниями;
- оказание стоматологической помощи в экстренной и плановой форме отдельным категориям населения;
- диагностические услуги, в том числе лабораторная диагностика согласно перечню;
- другие процедуры и манипуляции по перечню.
- Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в стационарозамещающих условиях (за исключением случаев лечения заболеваний в рамках ГОБМП); а также услуги стационара на дому при заболеваниях, вызывающих ухудшение эпидемиологической ситуации в стране и в случаях подозрения на них.
- Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в стационарных условиях в плановой форме (за исключением случаев лечения заболеваний в рамках ГОБМП).
- Специализированная помощь в стационарных условиях в экстренной форме, в том числе проведение лечебно-диагностических мероприятий в приемном отделении круглосуточного стационара до установления диагноза, не требующего лечения в условиях круглосуточного стационара (за исключением случаев лечения заболеваний в рамках ГОБМП).
- Медицинская реабилитация.
- Патологоанатомическая диагностика.
- Подготовка посмертного донора.
- Обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями, при оказании в системе ОСМС:
- специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных и стационарозамещающих условиях в соответствии с лекарственными формулярами организаций здравоохранения;
- первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с утверждаемым уполномоченным органом перечнем лекарственных средств, медицинских изделий для отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями).
Кому и сколько платить за ОСМС?
Работодатели платят 3% от зарплаты работника. Это составит не более 25 500 тенге.
Наемные работники платят 2% от зарплаты, что составляет не более 17 000 тенге.
« Максимально облагаемый доход не более 10 МЗП (в 2024 году это 850 000 тенге). Самостоятельные плательщики платят 5% от 1 МЗП, или 4250 тенге. Индивидуальные предприниматели платят 5% от 1,4 МЗП, или 5950 тенге. С января 2024 года платежа ЕСП не будет», — говорится в сообщении.
Самозанятые могут застраховаться следующими способами:
— зарегистрироваться в качестве ИП и платить взносы как индивидуальный предприниматель;
— оплачивать взносы в качестве самостоятельного плательщика.
Ставка Единого платежа в 2024 году составляет 21,5% от фонда оплаты труда.
Единый платеж – это объединение 5-ти платежей с заработной платы в один:
обязательные пенсионные взносы (ОПВ);
социальные отчисления (СО);
взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС);
отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС);
индивидуальный подоходный налог (ИПН).
Как получить статус застрахованного?
По поручению Главы государства с 5 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании», которые предусматривают альтернативный способ участия в системе ОСМС.
Ранее для получения статуса застрахованного нужно было иметь взносы за 12 прошедших месяцев. При отсутствии платежей в этом периоде возникала задолженность. Теперь же статус можно получить, оплатив взносы за 12 будущих месяцев, то есть погашать задолженность за прошлый год не обязательно.
Таким образом, чтобы застраховаться на год вперед, необходимо произвести оплату взносов по 3 500 тенге за каждый месяц в отдельности. Важно сделать 12 отдельных платежей, так как при оплате взносов одной суммой 42 000 тенге система не присвоит статус по новому механизму.
Оплатить взносы на ОСМС можно через любой банк второго уровня, мобильные приложения банков, терминалы быстрой оплаты и через филиалы «Казпочты».
В льготные категории, которые застрахованы за счет государства, входят:
- дети до 18 лет;
- неработающие беременные женщины;
- неработающие лица, воспитывающие ребенка до достижения им трех лет;
- лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением или удочерением новорожденного ребенка, а также по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
- многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
- неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом;
- лица, ухаживающие за инвалидами с детства;
- инвалиды;
- пенсионеры и ветераны ВОВ;
- лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;
- лица, зарегистрированные в качестве безработных;
- неработающие получатели государственной адресной социальной помощи;
- неработающие оралманы;
- лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы, за исключением учреждений минимальной безопасности;
- лица, содержащиеся в следственных изоляторах.
Если вы относитесь к одной из указанных категорий, но не застрахованы, то необходимо собрать перечень подтверждающих документов и предоставить их в ЦОН. Информация будет направлена в госорганы для подтверждения. После всех необходимых процедур государство будет платить за вас взносы, и статус «ЗАСТРАХОВАН» будет предоставлен как представителю льготной категории.
Как проверить свой статус в системе ОСМС?
Проверить свой статус в системе обязательного медицинского страхования можно несколькими способами.
Портал электронного правительства Egov.kz.
Для этого в разделе «Здравоохранение» необходимо найти услугу «Выдача информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования», кликнуть на кнопку «Заказать услугу», указать ИИН. Результат появится в течение 10 минут.
Официальный сайт Фонда социального медицинского страхования fms.kz.
Всплывающее окно «Определить статус» расположено в правом углу на странице сайта. Достаточно кликнуть на него и указать ИИН.
Мобильное приложение Qoldau 24/7.
Для этого в меню необходимо выбрать раздел «Проверить статус застрахованности», далее – ввести ИИН. В окне появится статус и информация о наличии платежей за предшествующие 12 месяцев. Скачать приложение можно в PlayMarket и AppStore.
Бот @SaqtandyrýBot в Telegram.
Чтобы запустить бота, необходимо открыть ссылку: https://t.me/SaqtandyryBot или ввести его название в поисковой строке, далее выбрать раздел «Определить статус застрахованности», ввести ИИН.
Узнать о перечисленных на свое имя отчислениях и взносах можно, заказав государственную услугу «Предоставление информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования» по ссылке: https://egov.kz/cms/ru/services/health_care/pass171-2_mz
Защита прав пациента
Если вы остались недовольны качеством оказанных медицинских услуг, столкнулись с отказом в предоставлении медицинской помощи или грубым отношением со стороны медицинского персонала, фактами вымогательства денежных средств за медицинские услуги, которые предоставляются в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, или другими проблемными вопросами, вы должны отстаивать свои права пациента. Для этого существует несколько возможностей.
- Обратиться за помощью в службу поддержки пациентов и внутреннего аудита. Такая служба работает в каждой медицинской организации. Достаточно написать письменное заявление с указанием контактных данных для обратной связи. Более подробную информацию можно узнать на регистратуре поликлиники или больницы.
- Обратиться в колл-центр Управления здравоохранения региона. Поскольку все медорганизации подчиняются управлениям здравоохранения, их представители смогут повлиять на решение вашего вопроса.
- Оставить заявку в мобильном приложении Qoldau 24/7. После вашего обращения в Qoldau 24/7 специалисты Фонда соцмедстрахования свяжутся с медицинской организацией и проверят качество оказание услуги, если по той или иной причине вы ее не получили, то они выяснят причину отказа. Все заявления вносятся в реестр с присвоением регистрационного номера, благодаря которому можно отслеживать статус обращения.
- Обратиться в единый контакт-центр 1414. Операторы будут принимать звонки и давать ответы по вопросам консультативного характера с 9:00 до 21:00. Звонок с мобильных и городских телефонов на всей территории Казахстана бесплатный.
- Оставить обращение на официальном сайте Фонда социального медицинского страхования fms.kz. Для этого выбрать команду «Отправить запрос», затем откроется окно «Задать вопрос / пожаловаться», где нужно заполнить все поля.